Мой профиль |Выход | Вход      

Школа антивозрастных технологий

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас USERNAME$

Форма входа

Категории раздела

статьи [15]

Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » статьи

Не пора ли посчитать средства в банке Вашего Здоровья?

Качество и количество индивидуального здоровья

Известно, что наилучшим образом сохраняется и приумножается то, что регулярно подсчитывается. Но как посчитать здоровье? Как суммировать физическую, психическую и социальную составляющие здоровья? Это достаточно сложно и спорно с точки зрения различных областей науки о человеке, например физиологии и психологии. Однако каждому из нас важно видеть человека (прежде всего самого себя) в целом, и поэтому иметь возможность оценить запас имеющегося на сегодня здоровья.

Можно ли измерить – посчитать здоровье? Организм человека характеризуется большим числом показателей – статических и динамических, количественных и качественных, измеряемых прямыми, а чаще косвенными методами. Где искать подходящие измерители? Противоречивая сущность состояния индивида делает его здоровье крайне сложным объектом для измерения. Каждый организм в любой момент жизни является одновременно устойчивым и изменчивым, поскольку отличается от самого себя благодаря непрерывному осуществлению многочисленных функций жизнедеятельности – вдыхание воздуха, выделение пота, изменение позы, выражение эмоций, изменение тонуса, пульса, настроения и т.д.

Помимо характеристик здоровья, отражающих динамичность здоровья, статичная характеристика крайне важна в определении условного количества здоровья, или доступного для использования «капитала». Был предложен и принят большинством научных школ такой показатель, как «уровень здоровья», который было решено рассматривать как некий запас прочности.

Такое понятие, как «уровень здоровья», стало необходимым: оно расширяет наши представления о себе и своих близких. Но главное, измеряемый уровень здоровья позволяет контролировать эффективность избранного образа жизни и отдельных его составляющих, например пользу от занятий новомодным фитнесом или нестареющим ци-гун.

Мы предлагаем выделять семь уровней здоровья, где количество здоровья увеличивается от 7-го к 1-му. Каждый уровень имеет свою характеристику биологических и социальных проявлений, а также определенные перспективы на будущее. Отличаются уровни количественно, что позволяет считать и контролировать здоровье.

Мы нашли ПРИЕМЛеМЫЙ ДЛЯ НЕМЕДИКОВ и достаточно ОБЪЕКТИВНЫЙ измеритель уровня здоровья, с которым Вы сможете познакомиться в Модуле «Культура дыхания». В результате многолетней практической работы и теоретического анализа, происходящих у человека психофизических изменений была разработана классификация уровней здоровья. Предлагаемая классификация удобна не только для оценки настоящего и перспективного состояния, но главное, она способствует созданию активной мотивации заниматься самосовершенствованием в любом возрасте, пробуждает в душе надежду на то, что невозможное станет возможным, и дает силы двигаться вперед.

К слову, Авиценна (врач и мыслитель Древнего Востока) создал свою шкалу состояний человека, где только две из шести оценок относятся к болезни, а четыре характеризуют разные состояния здоровья. Более тысячи лет назад врачи признавали многообразие здоровья как динамического состояния организма. Не случайно многие древние медицинские трактаты в основном посвящены не столько лечению болезней, сколько способам сохранения здоровья.

 

Характеристика «уровней здоровья» и перспективный прогноз

7 уровень (пауза до 20сек) – его условные название «нищета». Здесь катастрофически мало здоровья, что значительно сужает горизонты интеллектуальной и психической деятельности человека. Последнее отражается или на умственной работоспособности, или творческой активности, или повседневном настроении, устойчивости к стрессам – многое выглядит значительно хуже, негативнее, чем есть на самом деле.

На физическом плане возможны срывы адаптации, кризы и прочее, что в медицине называют обострением или новой болезнью в острой стадии. Философская характеристика этого уровня – страдание: или физическое, или психическое состояние плохое, что заставляет или постоянно принимать лекарства или…. Именно на этом уровне некоторыми не только задумываются, но и совершаются суицидальные попытки, так как именно здесь, в силу дефицита психической и интеллектуальной энергии, человеку КАЖЕТСЯ, что выхода из сложившегося тупика нет. Прогноз неблагоприятный в плане развития разрушительных физических или психических процессов жизнедеятельности.

Но выход есть, и никогда не поздно! Более того, опыт многолетней практики показывает, что этот уровень не приговор: люди ПОКИДАЛИ его и поднимались выше, чем те, кто стартовал с более высоких цифр. Тем, кто побывал на уровне «нищеты», хорошо известно, как не сладко жить с дефицитом здоровья и, вкусив другую, более комфортную, более успешную жизнь, они входят во вкус и продвигаются дальше. Но тянуть нельзя, здесь необходимы срочные меры по пересмотру стиля жизни.

Когда на семинарах спрашиваем мнение аудитории о проценте людей, имеющих столь малое количество здоровья, то часто слышим большие цифры. К счастью это не так, исследования показывают, что на этом уровне живет не более 5% населения современной России.

6 уровень (пауза до 40 сек) – уровень «бедности», количество здоровья несколько выше, но остается настолько незначительным, что многие болезни и проблемы способны не только войти в жизнь человека, но и стать хроническими, вызвать осложнения, которые ее (жизнь) значительно сократят. Любой степени конфликт оставляет раздражительность и ухудшение сна, после банальной простуды обнаруживается повышенная метеочувствительность и так далее. То есть для полной реабилитации (восстановления) сил у организма не хватает, самочувствие неважное.

На этом уровне не бывает все хорошо. На каждую «бочку меда» припасена «ложка дегтя»: хорошо на работе – не ладится личная жизнь, сложилась семья – кончились деньги, накопили капиталы – появились болезни. Знаки боли и печали присутствуют не постоянно, но в целом жизнь искусственно изуродована и укорочена. 60-70 % наших сограждан живут на этом уровне.

Обзор низких уровней здоровья (7-й и 6-й) будет не полным без характеристики стиля жизни на этих уровнях. Здесь – на низких уровнях здоровья, происходит проявление практически всех неблагоприятных факторов окружающей среды и наследственности (так называемой экзо- и эндогенной природы). Это проявляется по-разному, но часто включает нарушение обмена веществ, быструю утомляемость, высокий уровень тревожности, изменение внешнего вида (раннее старение). На низких уровнях здоровья ярко раскрываются СВОЕОБРАЗНЫЕ способы выживания. Организм, всегда ориентированный на ВЫЖИВАНИЕ, при выраженном дефиците здоровья осуществляет его в основном с помощью «низко затратных» способов. Для человеческого организма это паттерны «братьев наших меньших», включающая ряд характерных «реакций млекопитающих». Имеет место «биологизация» человеческих – поступков. При остром дефиците психофизических ресурсов организм вынужден использовать реакции «ниже стоящих» миров. Человеческий организм, отчаянно пытаясь выжить, извлекает из своих арсеналов приемы и способы млекопитающих и даже рептилий, направленные на спасение при угрозе для собственной жизни и соответственно всего рода. При таком количестве здоровья в биосоциальной природе легко победить биологическому началу, оно, образно говоря, «правит балом».

Вот некоторые СПРОВОЦИРОВАННЫЕ дефицитом здоровья «реакции млекопитающих».

▪ Синдром «голодного волка» – повышенная готовность к агрессии (вполне приемлема при выяснении отношений в стае, но это когда животные) у людей это выглядит как грубость, раздражительность, а то и приступы «бешенства».

▪ Синдром «кролика» – «сексуальная озабоченность», в данном случае доминанта сексуального центра формируется задолго до периода половозрелости. ДЕВИЗ ОРГАНИЗМА: сам погибаешь, но о продолжении рода позаботься заблаговременно. Примерно так ориентированы кролики, которых не едят только ленивые. А как это проявляется у нас? Гипертрофированный интерес ко всем вопросам деторождения отмечается не только у подростков, но и в начальной школе, и даже в детском саду. И чем меньше здоровья, тем выше интерес. Еще в XIX веке была замечена активная сексуальная позиция у больных чахоткой (туберкулезом).

▪ Синдром «Черчиля» – это попытка честолюбивого человека с мощным жизнелюбием выжить и сделать карьеру в невежественном обществе, где книжная форма обучения «удушает здоровье». Проще, это радостный, коммуникабельный троечник, который с интересом изучает один предмет, а остальные – «спустя рукава». Как правило, это обаятельный КВН-щик, или защитник спортивной чести школы (ВУЗа). Весь его образ жизни подчинен правилу: делать только то, что нравится, и всячески увиливать от других обязательств. На самом деле, в таком человеке очень развита валеологическая интуиция (интуиция, направленная на выживание). Если подходить объективно, то при добросовестном изучении всех школьных (вузовских) предметов и выполнении всех заданий сохранить высокий уровень здоровья НЕВОЗМОЖНО. И бывшие отличники, потеряв здоровье, проигрывают в социуме бывшим троечникам, по-прежнему обаятельным и спортивным. Как это связано с миром животных? В мире млекопитающих длительная концентрация на абстрактных проблемах опасна (любоваться полевым цветком или думать о перспективах завтрашнего дня): останешься голодным или сам станешь добычей. Рассеянное  внимание необходимо для более полного охвата территории (нельзя представить мелкого грызуна, сосредоточенно изучающего лист капусты). Нет! Он жует его поспешно, а сам ушками и носиком водит, территорию сканирует! Поэтому ещё одно название  этой защитной реакции – «синдром мелкого грызуна».

▪ Синдром «удачного охотника», или еда «как в последний раз». У животных – попалась добыча – ешь про запас: неизвестно, когда еще повезет. А у нас – лекции по культуре питания вызывают оптимизм только на полный желудок. То есть каждый раз - еда «до отвала».

Заботясь о нашем выживании на низких уровнях здоровья, природа навязывает нам вышеперечисленные «реакции млекопитающих, используя не кнут, а пряник. При выполнении любой из названных реакций в кровь выделяются вещества удовольствия – им наука дала название ЭНДОРФИНЫ. Это собственные наркотики, веселящие, утешающие и обезболивающие, а также повышающие нашу сопротивляемость. Если человек упорно не желает использовать реакции животных, остается без «пряника» – эндорфинов и испытывает дефицит в удовольствии и силе! При дефиците здоровья наиболее правильные, старательные люди не радостны, имеют ослабленный иммунитет. Лучшие из нас – несчастливы. Каким образом вышеперечисленные реакции преломляются в разных возрастных и социальных группах, рассмотрим на примерах.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста, пребывающие на 7 уровне, наиболее откровенно проявляют те или иные способы и приемы выживания “братьев наших меньших”. Здесь и вспышки агрессии, гипертрофированный интерес к вопросам пола, рассеянное внимание и неусидчивость, нетерпение при появлении голода и стремление, во что бы то ни стало как можно быстрее растянуть желудок. Последнее определяет любовь к продуктам, легко бродящим и газами растягивающим стенки желудка (печенье, торты, блинчики).

Учащиеся средних и старших классов делятся откровенно на две группы: «благополучные» и «неблагополучные дети». У «неблагополучных» – постоянно проявление избранного биологией способа выживания, то есть они ведут себя в согласии с собственной природой, поставленной в условия, когда жизни угрожает опасность: «огрызаются», кулаками выясняют отношения, целеустремленно спешат получить собственный сексуальный опыт, неуемны в еде и так далее.

Сложнее и опаснее ситуация у детей «благополучных». Ориентированные на культурные ценности, с одной стороны, и находящиеся под неусыпным контролем взрослых, с другой, они вольно или невольно скрывают и подавляют и агрессивность, и «сексуальную озабоченность». Такие дети волевыми усилиями удерживают внимание на предмете урока, изо всех сил стараются быть культурными: во всем и везде сдерживают свою бьющую тревогу природу.

У одних нереализованный, но сформированный острым дефицитом стиль выживания рано или поздно дает о себе знать. А мы снова и снова удивляемся, как же так, у «хороших родителей» дети организовали оргию или пошли на вопиющую жестокость: это те, у которых произошла реализация программы во внешний мир.

У других, еще более воспитанных, одаренных врожденным благородством вся нереализованная стратегия биологического выживания оборачивается вовнутрь: и лучшие из наших детей имеют самые большие списки недугов.

Состояние здоровья наших детей нельзя считать удовлетворительным. Идет массовое «омоложение» всех известных «возрастных» болезней от остеохондроза до склероза.

Что происходит у взрослого населения, ярко демонстрируют психологические обследования, выявляющие резко повышенные уровни тревожности, агрессии, неудовлетворенности, низкую интеллектуальную и духовную культуру, а также физиологические исследования, констатирующие высокую степень невротизации, нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Нарастают проблемы, связанные с иммунной системой: аллергия, онкология.

Эти данные укладываются, по нашему мнению, в выше приведенную картину выживания индивидов в зависимости от внутренней культуры. Чем культура личности выше, тем внешняя разрядка пропорционально ниже, идет «накопление стрессов», растет психологическая напряженность и тревожность и, как следствие, больше патологических отклонений в здоровье, но и наоборот. Лучшие из нас страдают от большего числа недугов.

Когда в нас манифестируется данная программа выживания, родившиеся из недр биологической природы эмоции выплескиваются. Дети (иногда только собственные), коллеги и подчиненные в этом случае получают психотравмирующий удар. Сам же человек, выплеснувший эмоцию, «разрядившись», сохраняет физическое и психическое здоровье и, вполне, может дать образцово-показательные планы, журналы и другую документацию, защититься на высшую категори

категорию и даже написать авторскую программу. Духовность при этом страдает, да о душе подумать некогда – горы дел надо провернуть! Но и содержание таких работ не может иметь истинную гуманистическую природу.

Однако когда взрослый человек подавляет в себе «поднявшие голову» инстинкты, он прокладывает себе дорогу к болезням, которые сокращают его активное долголетие, парализуют творческую активность в расцвете мудрости (50-60 и более лет).

А невежественное в вопросах валеологии общество спокойно принимает эту массовую, вопиющую трагедию. Даже, наоборот, искренне удивляется, а порой раздражается наличию 70-80-летних творчески активных, интеллектуальных и жизнерадостных индивидов, как из ряда вон выходящими случаями. А они действительно составляют как раз то исключение из правил, которое правило и подтверждает. Их активное долголетие (Дмитрий Лихачев, Изабелла Юрьева, Николай Козловский) было обеспечено полноценной и многогранной творческой самореализацией, согласию с самим собой, то есть внутренней гармонией. Именно такое физическое, интеллектуальное и творческое долголетие и должно стать нормой для масс, тогда отдельные будут «маячить» светом ума на рубеже 150-180 лет. (Это, забегая вперед, мы показали перспективу 3 уровня здоровья).

Выход, и, пожалуй, единственный, есть – увеличить необходимое для долгой и активной жизни количество физического и психического здоровья. Перейти на более высокие уровни здоровья, где ориентация на выживание не продиктована смертельно напуганной биологической природой человека. Где поощрения за «хамство» и «обжорство» отменяются, и природа с удовольствием дает нам «пряник» за самые разнообразные действия, направленные на самореализацию, на любовь к ближним, на служение высшим идеалам.

Рассмотрим следующий уровень здоровья – средний.

5 уровень (пауза до 60 сек) – уровень «бюджетников». Здоровья здесь больше, чем на 6-ом уровне, но человек по-прежнему «открыт» практически для любого недуга, полученного по наследству или спровоцированного неблагополучной экологической обстановкой. Идет накопление болезней, порой малозаметное, что не менее опасно. Ориентация на выживание имеет смешанный (биосоциальный) характер. Манифестация патогенных факторов еще достаточно выражена. Этот уровень занимают приблизительно 30 % населения.

Заканчивая описание «опасных» уровней здоровья, отметим, что на 7, 6 и 5 уровнях любые неблагоприятные факторы внешней среды способны нанести здоровью существенный урон. Реализация умственного и физического потенциала ограничена. Уровень работоспособности физической и умственной гораздо меньше того, что возможен у данного человека.

Переходим к высоким уровням здоровья и жизни!

4 уровень (пауза от 60 до 120 сек)уровень «тридцатитысячный» (это сравнимо с тридцатитысячным месячным доходом на одного) или «тысячедолларовый» – уровень «стабилизации» - количество здоровья значительно больше. Здесь человек СОБСТВЕННЫМИ силами защищен от новых болезней и неблагоприятных факторов внешней среды. «Старые» болезни (которыми уже успел обзавестись) еще есть, но они «молчат» (медицина называет это состояние – ремиссия).

Манифестация патогенных факторов на этом уровне практически сведена к нулю. У человека повышается уровень работоспособности и антистрессовой защиты, снижается уровень тревожности, наблюдается активизация творческих и физических возможностей. Сопротивляемость к неблагоприятным факторам внешней среды настолько высока, что заболеть всем известным ОРЗ при контакте с больными или пострадать от малых и средних доз любого вида радиации иммунная и адаптационная системы не позволят.

«Биология» в человеке мобилизовала свои резервы, активизировала регуляторные механизмы и за существование физическое стала меньше волноваться, а значит

внебиологическое (интеллектуальное, социальное, духовное) может расти и совершенствоваться. Здесь ориентация организма на выживание осуществляется через индивидуальную эволюцию личности, то есть через обучение, самосовершенствование. Учиться становится полезно для человеческого здоровья, а значит и радостно!

Необходимо отметить, что этот уровень доступен ВСЕМ в нашей стране уже СЕГОДНЯ! В течение одного учебного года более половины учащихся одной из школ поднялись на этот уровень. Трудозатраты педагогов составили не более 30 мин в неделю.

3 уровень (от 120 до 180 сек)  – уровень «миллионеров» или «освобождения».

Здесь универсальная незаболеваемость, высокая работоспособность, адаптабельность и активное долголетие.

Количество здоровья на 3 уровне настолько велико, что организм освобождается от хронических очагов инфекции, аллергии, гормональных и обменных нарушений. Идет преобразование тканей и органов, пострадавших в результате того или иного недуга. От негативных “узлов” расчищаются кладовые подсознания: человеку возвращается детская радостность, спонтанность и доверчивость; при одновременной способности к расширению сознания и высокому развитию интеллекта. Этот уровень обеспечивает активное долголетие с сохранением юношеских черт лица и фигуры до ... 100 и более лет. При достижении этого уровня в любом возрасте начинается всесторонний расцвет личности, открываются ранее не проявившиеся таланты и способности, активизируется интуиция; экстрасенсорика и телепатия становятся естественными свойствами человека.

Следует отметить, что просто так, благодаря лишь условиям жизни, то есть неосознанно, сюда никто не попадает – необходимы осознанные и систематические занятия по самоусовершенствованию. Работа над духовным ростом выходит на первый план. Душа должна неустанно трудиться, чтобы Дух созидался. Этот уровень заняли 10 % учащихся за один учебный год в обычной школе, но с валеологически просвещенными педагогами.

2 и 1 уровниэто идеальная перспектива гармонического развития человека, уровни «нового человека»! Все, что может открыться в каждом из нас на этих уровнях, можно только предполагать, так как в настоящее время людей, достигших этого, единицы во всем мире. Скрытые ВОЗМОЖНОСТИ человека не раскрыты и не изучены. Циолковский писал о «лучистом человечестве», которое придет нам на смену. Нам пророчат невероятные способности к стремительному бегу, бесконечному плаванию и полетам – как естественные, а телепортация и телекинез именно здесь приобретут свои реальные черты и формы.

Поэтому тестов по этим уровням пока нет. Нет и аналогов в классификациях других авторов. На позициях современной физиологии мы можем говорить только о том, что стало реальностью для многих, живущих «как Бог на душу положит» или ставших на путь индивидуальной эволюции.

 Уровни здоровья можно сравнивать со ступенями восхождения или падения. История свидетельствует: зачастую люди, получившие при рождении слабое здоровье (с точки зрения валеолога МАЛО здоровья), настойчиво совершенствуясь, то есть, накапливая, преумножая имеющееся, побеждали недуги, производили роскошные плоды интеллектуальной и духовной нивы. Много и активно работали, долго жили, достигали успеха, а, зачастую, и всеобщего признания.

 

Вопросы и задания:

1. Наилучшим образом сохраняется и преумножается то, что (правильное подчеркнуть):

1 – регулярно подсчитывается;

2 – надежно охраняется;

3 – не тратится;

4 – добавляется.

2. «Уровень здоровья» - это (лишнее подчеркнуть):

1 –некий запас прочности организма;

2 –статичная характеристика здоровья;

3 –динамичная характеристика здоровья;

4 –доступный для использования «капитал» здоровья.

3. На 7 и 6 уровнях здоровья имеют место следующие синдромы (лишнее подчеркнуть):

1 – Синдром «голодного волка».

2 – Синдром «мышки».

3 – Синдром «Черчиля».

4 – Синдром «удачного охотника».

4. На каких уровнях здоровья любые неблагоприятные факторы внешней среды способны нанести здоровью существенный урон? (Лишнее подчеркнуть)

1 – 7 уровень.

2 – 6 уровень.

3 – 5 уровень.

4 – 3 уровень.

5. Соедините уровень и его определение.

1 – 7 уровень.

2 – 6 уровень.

3 – 5 уровень.

4 – 4 уровень.

5 – 3 уровень.

6 – 2 и 1 уровни.

1 – уровень «бюджетников».

2 – уровень «миллионеров».

3 – уровень «нищеты».

4 – уровень «бедности».

5 – уровень «тридцатитысячный».

6 – это идеальная перспектива.

6. «Любой степени конфликт оставляет раздражительность и ухудшение сна, после банальной простуды обнаруживается повышенная метеочувствительность». О каком уровне идет речь? (Правильное подчеркнуть)

1 – 3 уровень.

2 – 4 уровень.

3 – 5 уровень.

4 – 6 уровень.

5 – 7 уровень.

7. «Человеку возвращается детская радостность, спонтанность; при одновременной способности к расширению сознания и высокому развитию интеллекта», о каком уровне здоровья идет речь? (Правильное подчеркнуть)

1 – 3 уровень.

2 – 5 уровень.   

3 – 6 уровень.

4 – 7 уровень.

 

Правильные ответы. 1в.-1; 2в. – 3; 3в. – 2; 4в. – 4; 5в. 1+3, 2+4, 3+1, 4+5, 5+2, 6+6; 6в. – 3; 7в. – 1;

 

Если ответы Вас устраивают, двигаемся дальше, если нет, то отдохните и через сутки ещё раз пробегите по данному Модулю (яркие образы которого важно запомнить).



Источник: http://книга "Здоровый педагог -Здоровый ребёнок. Учимся правильно дышать." автор Демидова В.Е., руководитель проекта Сундукова
Категория: статьи | Добавил: Valeo (05.09.2015)
Просмотров: 139 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0